Отчизна. Часть 4. День Третий. Палех

 

ЕЛЕНА БАСОВА ЗЕМЛЯ ОТЦОВ И ДЕДОВ -186-
 


Палех, улица Ленина. Мастерские. У истоков


До революции Палех был знаменит своими иконописцами. Особый палехский стиль вобрал в себя и московские, и владимирские, и новгородские особенности иконописи, но и отличался от них "тонкостью" письма (на одной минее размером 9см на 8см могли изобразить до 150 фигур). Изящные, тонкие фигуры, плавные линии, чёрно-красная гамма цветов, золотые одежды и ризы, золотые нимбы над головами - это и есть "Палех".
:
"Писание икон подразделялось на несколько этапов, каждый из которых выполнялся разными мастерами: один грунтовал доску, второй (знаменщик) наносил контур будущей иконы, третий писал доличное, то есть всю композицию, кроме ликов, рук и других обнаженных частей тела - их писал художник-личник. Имена и тексты писал мастер - подписывальщик. И, наконец, заканчивал работу над иконой олифщик".

Икона палехского письма. Всех скорбящих радости

К началу XX века здесь было десять иконописных мастерских. Самыми знаменитыми были мастерские Н.М. Софонова (располагались напротив Ильинской церкви, на месте дома 21а на ул. Пушкина), А.Т. Коровайкова (располагались в домах 31 33 по ул. Ленина). И далее мастерские, местоположение которых мне неизвестно: Д.П. Салаутина, М.П. Парилова, Л.И. Парилова, К.А. Першина, В.Е. Белоусовых, И.И. Баканова, Ф.Ф. Наныкина, Н.И. Корина, П.Г. Удалова.



 186